​Знаменитые конные монументы. Часть 2

Второй, безусловно, великий памятник — это кондотьер Гаттамелата Донателло. Всегда называют в этом ряду и кондотьера Коллеони Верроккьо. Если же говорить о России, то три наиболее значительных конных монумента находятся в Петербурге — «Медный всадник» Фальконе, памятник Петру I Растрелли и Александру III Трубецкого. На мой взгляд, растреллиевский Петр много лучше, чем Петр Фальконе. Статуя Фальконе эффектна, романтична, да и Пушкин обессмертил ее в своей поэме.

А памятник Растрелли мало кто знает. Он и стоит в стороне, за Инженерным замком, в малолюдном сквере. Я всегда, когда приезжаю, захожу туда, хотя бы ненадолго. На эту работу можно смотреть, как на прилив моря или на бегущие облака — бесконечно. Когда произведение не надоедает — значит оно состоялось. Растрелли удалось сохранить удивительную полновесность и мощь, несмотря на обилие деталей, сообщающих статуе праздничную декоративность и даже условность. Все очень пропорционально рассчитано, вплоть до высоты пьедестала, что всегда важно. Это, несомненно, один из величайших памятников мира.

Конная статуя Николая I, возле Исаакиевского собора, работы Клодта сделана по-немецки холодно и качественно, но перед ней не трепещешь, а вот при взгляде на памятник Александру III Трубецкого каждый раз охватывает волнение. Это уже новое время. Композиционный ход не классический, но какой убедительный! Жаль только, что стоит он сейчас неважно — во дворе, низко, не на своем пьедестале. А пьедестал был достаточно высокий, и конь как бы нависал над зрителем. Будем надеяться, что когда-нибудь все вернется на свои места.

TEXT.RU - 100.00%


Комментариев нет