​Арт-момент

Знакомство с любым итальянским городом традиционно начинается с Кафедрального собора. И, конечно, Реджо-Эмилия не исключение: его старинный Дуомо мог бы стать одним из множества похожих, если бы не несколько моментов, а вернее, объектов. Работы современных художников во главе с Клаудио Пармиджани, который сделал алтарь, во время последней реставрации были вписаны в церковное пространство.

О достоинствах и недостатках голубого канделябра и золотого пюпитра можно спорить, что и делают итальянцы, однако смелость и самобытность эксперимента обсуждать никто не берется. Возможно, такой островок современного искусства выглядел бы чужеродным в любом другом городе, но не в Реджо-Эмилии.

В 2004 году при поддержке семьи коллекционеров Марамотти здесь стартовал проект Invito А. Пять художников изучили городскую архитектуру, выбрали по одному месту каждый и создали специально для него арт-объект. Так, Сол Ле Витт расписал потолок общественной библиотеки Паницци, продолжив тем самым свою серию настенной живописи.

Лучано Фабро, звезда арте повера, поместил мраморную колонну в уже существующую колоннаду во дворе Университета Модены и Реджо-Эмилии. А вот найти работу Роберта Морриса непросто, даже вооружившись картой. Задний двор церкви Сан-Доменико надежно спрятан от праздных взглядов прохожих, и попасть туда можно только через музыкальное училище. Бронзовая скульптура, изображающая человека без головы с огромной амфорой на спине, символизирует бремя, которое несет каждый. Композицию «Танец созвездий и звезд» Элизео Маттиаччи расположил в зеленой зоне за пределами центра города.

Пятый арт-объект Ричарда Серры до сих пор не завершен. Следующим этапом «окультуривания» Реджо-Эмилии стало открытие в 2007 году Collezione Maramotti, выставочного пространства, разместившегося в здании бывшей фабрики Мах Мага. В коллекции, которую многие годы собирал Акилле Марамотти, нет случайных экспонатов. Со всеми художниками Марамотти встречался лично, со многими дружил, кого-то хотел поддержать материально, покупая у них работы.

В 2009 году в рамках Collezione Maramotti начался еще один уникальный проект. «Это история взаимодействия современного танца и архитектуры, - рассказывает директор Collezione Maramotti Марина Даччи. - Американский хореограф Триша Браун приехала в город в рамках театрального фестиваля, пришла в галерею и была поражена тем, что здесь «все дышит Америкой 70-80-х годов».

Браун захотела создать постановку специально для Collezione Maramotti. Спустя год эксперимент повторил художник и хореограф Шэнь Вэй. А в 2013-м свой танец в музейное пространство вписал британец Уэйн Макгрегор и артисты его труппы Random Dance.

«Я познакомилась с Макгрегором месяц назад, - вспоминает Даччи. - В течение четырех дней Уэйн и его танцоры изучали экспонаты и репетировали движения». «Здание, коллекция, сама атмосфера этого места по-настоящему поразили меня, - рассказывает Макгрегор. - Я смотрел, как мои танцовщики реагируют на тот или иной арт-объект, прислушивался к их эмоциям. Мы впитывали энергетику и вместе строили спектакль вокруг экспонатов, которые произвели наибольшее впечатление».

Спектакль Scavenger, где зрители следуют за танцорами из зала в зал, наблюдают за их безмолвной беседой с экспонатами, сравнивают идеальные тела с арт-объектами, был показан всего четыре раза. Random Dance и Уэйн Макгрегор уехали, а у Collezione Maramotti остались видеоархивы, с которыми могут познакомиться посетители.

В феврале же здесь ждут выставку работ Марка Мандерса, которые он создал для галереи. «Мы всегда хотели, чтобы это был не просто музей коллекционеров, - объясняет Марина Даччи. - Нужен новый формат. Сегодня художники придумывают проекты специально для нашего арт-фонда, а потом мы делимся ими с широкой публикой».

Кстати, произведения Евгения Антуфьева, рожденные в резиденции Марамотти в Реджо-Эмилии, с 15 февраля показывают в московском Мультимедиа Арт Музее. Так, благодаря семье Марамотти, русское искусство зарождается в Италии и возвращается на Родину.

TEXT.RU - 100.00%


Комментариев нет